Вулканова А.В., воспитатель высшей категории
Рекомендации по работе с детьми (из опыта рабы)
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво научить ребенка: слышать, чувствовать, понимать, выражать словами свои мысли и чувства? Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.
В работе с детьми используем разные виды театра. Что помогает расширить кругозор детей. Сначала мы с ребятами выбираем текст. Это литературное произведение или сказка. Это могут быть знакомые произведения, взятые из библиотеке, принесенные из дома, предложенные детьми или воспитателям. Читая их, у детей прививается интерес и любовь к чтению, приобретаются навыки: умение слушать, расширяется словарный запас. Затем анализируем текст, события, которые в нем описаны.
Устанавливаем последовательность. Это формирует у детей интерес к прочитанному, веру в реальность происходящего, приняв на себя определенную роль.
Мы учим детей пересказывать, передавать мысли автора, представлять то, о чем идет речь. Расширяем словарный запас детей, сделаем речь ярче, образнее. После этого идет распределение ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам. Дети учатся договариваться друг с другом, планировать и координировать свои действия. Развивается монологическая речь. Действуя в роли, приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?). В результате чего дети учатся: самостоятельно придумать сюжет и обыграть его; придумать новую сказку, с теми же персонажами; придумывать сюжеты с персонажами из разных сказок; играть контрастные роли – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С первых занятий, устная речь, становится важным условием овладения языком- его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также умением пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы по развитию устной речи необходимые для подготовки к школе. |