воспитатель Чивикова В.В.
Актуальность задач развития речи дошкольников.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
Например: учим детей поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы и правильно отвечать на них, выражать словами просьбу и делиться своими впечатлениями. Для этого мы используем различные проблемные ситуации в играх, например рассказать сказку какому либо персонажу.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Не произносить слова ненормативной лексики, не использовать в речи «слова-паразиты»
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
Например: звукоподражательные игры( как гудит машина, самолет, звуки окружающего мира).
Проводим звуковой анализ слова (определение детьми места звука в слове.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность (использование сюжетно ролевых игр, в которых дети узнают больше новых слов, называют трудовые действия, орудия труда);
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них(дидактическая игра «подбери признаки»);
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов (красна девица, баба яга - костяная нога, бел как мел));
- знакомят детей с синонимами (слова схожие по значению), например дидактическая игра «скажи по другому» ( иду медленно – иду не торопясь - иду не спеша) и антонимами (слова противоположные по значению), например дидактическая игра «скажи наоборот» (плакать-смеяться, высоко – низко).
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, например дидактическая игра «назови какой»;
- учат формулировать вопросы и отвечая на них строить предложения, например: какая сегодня погода? Сегодня ясная погода.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми, например работа в парах, сюжетно ролевых играх, диалогах.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции, для этого нужно предложить ребенку выполнить действие по заданию взрослого, например положить книгу на стол, под стол, около стола, достать книгу из сумки, затем спросить у ребенка что он сделал.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют детей в умении планировать свою деятельность (при выполнении коллективного задания дают детям возможность самостоятельно выбрать свои действия и материалы для их выполнения, а так же возможность прокомментировать свои действия.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество (за составление рассказа из личного опыта ребенка, таких как «дорога в детский сад», как я играл зимой»).
Роль воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми 4–5 лет
1) обогащение активного и пассивного словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.
|