Вулканова А.В., воспитатель высшей категории
Игры с блоками Дьенеша
Примерные варианты игр с блоками Дьенеша.
«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!
«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок. 1 вариант Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз¬личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока-зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает: - Клад под синим блоком? - Нет, — отвечает ребенок. - Под желтым? - Нет. - Под красным? - Да. - Под большим? - Да. - Под круглым? - Да. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. 2 вариант Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.
Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей уме¬ния разбивать множества на классы по совместимым свойст¬вам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правиль¬ные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ» Игра поможет ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Например, на занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться. Например: «Первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг».
«ПОСТРОЙ ЗАМОК» Предлагается чертёж замка. Анализируя данный чертёж, нужно подобрать нужные фигуры и построить замок.
«РАЗДЕЛИ БЛОКИ» Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Ход игры: В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе. Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности! |