Желенкова В.А., старший воспитатель
Двигательная активность. Причины снижения и способы повышения.
В раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего непроизвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми и предметами.
Действуя с предметами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением.
Современные условия жизни (транспорт, телевизор, компьютер и др.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такое явление, как гиподинамия, наблюдается и в дошкольном возрасте. В последнее время педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность,
но и состояние здоровья детей.
Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее - почти нет здоровых подростков.
Успешное решение этих задач связано:
- с полноценным использованием двигательной деятельности,
- с совершенствованием физической культуры за счет осмысливания стоящих задач, средств физического воспитания и отказа от механического подхода к применению физических упражнений.
Для решения оздоровительных и образовательных задач воспитатели традиционно используют физические упражнения.
Но они могут приносить как пользу, так и вред.
Если раньше недооценивался тренирующий эффект движения для расширения функциональных возможностей организма ребенка, то в настоящее время снижается внимание к качеству выполнения двигательных действий на физкультурных занятиях.
Отчетливо это проявляется в том, что часть педагогов отдает предпочтение увеличению физиологических нагрузок в целях повышения двигательной активности, не учитывая при этом уровень владения правильного выполнения упражнений. В погоне за высокой моторной плотностью на занятиях снижаются требования к владению техникой выполнения движений, а порой просто не замечаются ошибки, которые допускают дети. Не возникает сомнений, что если ребенок бегает тяжелым шагом, то при больших физических затратах значительно меньше будет пробегаемое расстояние и, следовательно, низкий тренирующий эффект сердечнососудистой и дыхательной систем.
Но самое главное - это возникновение отрицательного воздействия такого бега на различные органы, костную и мышечную системы.
Чем больше пробегаемое расстояние, тем выше опасность принести вред здоровью.
Подобное явление можно проследить и на примере прыжков. Отсутствие мягкого приземления в них не позволяет использовать прыжки для увеличения физических нагрузок и не способствует благоприятному воздействию на состояние здоровья занимающихся.
А когда упражнение выполняется правильно, то это - труд, это - нагрузка через усилия. Т
олько точным выполнением движений, только правильной тренировкой мышц, сердца, легких, нервов повышается устойчивость детского организма к действиям внешней среды, вредных факторов.
Без качества - количество движений принесет не пользу, а вред.
Требования к качеству выполнения двигательных действий на занятиях - это не просто решение оздоровительных задач, а забота о здоровье дошкольников.
Только правильная ходьба способствует формированию и закреплению правильной осанки, легкое приземление в прыжках позволяет предохранить организм от сотрясения, создаст щадящий режим нагрузки для хрящевых тканей суставов и стоп. |