Вулканова А.В., воспитатель высшей категории.
"Использование логических блоков Дьенеша для развития познавательных способностей и повышения интереса к математической деятельности"
Считаю проблему развития умственных способностей ребенка в процессе его воспитания и обучения в детском саду сегодня одной из самых актуальных.
Познание всеобщего – это процесс открытия каждым ребенком скрытых связей и отношений. Обучение, направленное на интеллектуальное развитие, должно быть индивидуально-ориентированным. Этот процесс проходит успешно, если используются игровые формы обучения, направленные на интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними дидактические игры с занимательным материалом.
Вводить детей от двух до пяти лет – в познавательный мир, можно только учитывая следующие положения:
1. Интеллектуальное развитие детей осуществляется успешно, если процесс обучения будет открытым: его содержание можно корректировать в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей, а также от конкретных условий.
2. Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность, поэтому педагог должен ориентироваться не только на возрастные общие возможности, но и на индивидуальные особенные черты и качества.
3. У каждого ребенка свой собственный опыт.
4. Процесс обучения происходит не только в результате организованного занятия, но и в процессе совместной деятельности, в процессе повседневного общения. Дети нуждаются в поощрении малейших проявлений успеха. Педагог должен стремится к тому, чтобы дети получали удовольствие от процесса познания. Процесс познания будет успешным при использовании системы дидактических средств, которые в полную силу удовлетворяли бы познавательные интересы детей. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием, на мой взгляд, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней подготовки мышления детей к усвоению математики. Свою работу по использованию занимательного математического материала, я начала в 1-й младшей группе.
Именно этот возраст я посчитала благоприятным для использования занимательного материала, т.к.:
1. Это возраст первоначального выделения отношений предметов по размеру, количеству, цвету.
2. Дети этого возраста овладевают довольно сложными умениями выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер.
Мне необходимо было выяснить, как владеют дети моей группы эталонами формы, цвета, размера. Для этого я провела диагностику в игровой форме, для чего использовала следующие игры: «Угостим зайку морковкой» (морковки разных размеров), «Большие маленькие цветные шары на дорожке», «Грибочки под елочкой», «Поймай рыбку» и др.
Я стала искать причины слабых результатов умений детей, а затем объединила их в 2 большие группы:
Однообразие дидактического материала, и как следствие слабый интерес детей к дидактическим играм. Чрезмерная активность детей, переходящая в суету, невнимательность, рассеянность и неусидчивость, и плохая посещаемость.
Для повышения интереса к играм, для решения выделенных проблем мне нужна была дополнительная, более длительная многоступенчатая работа.
Я определила направления:
* планомерно обогащать опыт ребенка через активную деятельность;
* для ознакомления детей со способами действий использовать обучающие игры;
* организовать игровую среду;
* активизировать в процессе игры свое общение с детьми. |