принципы ФГТ:
- принцип
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип
необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и
достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»)
- принцип интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей –
важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая,
ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со
сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так
взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых
условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей.
Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении
прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель
будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских,
релаксации, разминок, гимнастик и др.
-
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной
деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного
материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных
для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на
работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские
праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты,
День Земли и др.). Праздники – это радость,
дань уважения, память. Праздники
– это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная
деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип
заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не
цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может
стать успешным.
- решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
(образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности и
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и
самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не
руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и
ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в
дошкольном детстве.
- взаимодействие с
родителям;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители
должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного
и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного
образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами
начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет
надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка
преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в
подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую
ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что
ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в
воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы
образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного
образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и
государства, которые обнародованы в этом приказе.
|