Среда
08.05.2024
20:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
Формирование единых требований к речи детей »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УЧ.-ЛОГОПЕД  ВОЛОШИНА   2. Формирование единых требований к речи детей на основе учёта их возраста и индивидуальных речевых возможностей.

 

       Как показывает практика, в процессе дошкольного воспитания и обучения педагоги нередко придают первостепенное значение тем знаниям, которые должны быть сформированы у детей в соответствии с реализуемой ДОУ программой. Однако при таком подходе часто не учитывается, что без соответствующей актуализации в речи данные знания носят поверхностный, недолговечный характер. Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Они называются коммуникативными. Таких качеств традиционно выделяется семь:

·         уместность,

·         богатство,

·         чистота,

·         точность,

·         логичность,

·         выразительность

·         правильность.

           Актуализация в речи детей полученных знаний успешно достигается путём перспективного планирования работы по словарно-лексическим темам во всех разделах программы. Это даёт возможность педагогу более шире и глубже представить детям все возможности русской речи и одновременно вовлечь их в использование лексики, которая в обиходе слышится редко.

           Что же такое словарно – лексическая тема на уровне детского сада? Например тема «Овощи»: это, прежде всего, расширение словарного запаса в грамматическом смысле. Дети учатся употреблять глаголы правильной формы, образовывать прилагательные, причастия и деепричастия, наречия и местоимения. Одновременно с этим расширяются познания об окружающем мире, повышается уровень мышления логического и пространственного что в конечном итоге приводит к формированию коммуникативных свойств речи. Ведь при подаче каждой конкретной словарно-лексической темы педагог подбирает лексический материал (стихи, потешки, рассказы, песни и др.), а используя эту тему во всех видах учебной деятельности, не только в развитии речи, а в математике (посчитаем, сравним), в лепке (вылепим, разгладим, раскатаем, скатаем), в конструировании ( сложим, загнём), в рисовании (раскрасим, округлим, прорисуем), тот же помидор, редис, капусту в итоге у детей накапливается прочный словарный запас и навык им пользоваться. В этом и ценность работы по словарно-лексическим темам. Как правило, словарно-лексическая тема прорабатывается учебную неделю и красной нитью проходит в планировании всех видов деятельности ребёнка.

 

3.Создание психолого-педагогических условий для расширение речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

 

        При разработке данного направления для сотрудников ДОУ определены следующие    педагогические задачи.

            1. Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситуаций, в которых ребёнку необходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.

            2. Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой.  

            3. Отвечать на все вопросы ребёнка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.

            4. Развивать фонетическую сторону речи:

-    проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции

появления онтогенетических звуков в речи детей;

-   следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи.

   5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире.

             6. Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности   (простые, распространённые, сложноподчинённые, сложносочинённые). 

         7. Создавать условия для практического освоения правил родного языка.

         8. Развивать связную речь: организовывать диалоги со взрослыми и между

детьми.

             9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

 

4.Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды.

 

       Процесс развития речи дошкольника тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, одно из важных направлений деятельности ДОУ.

      При её проектировании педагогам необходимо учитывать:

           возрастные особенности речи детей, уровень речевого  развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности;

              В каждом современном ДОУ сотрудниками и администрацией создаются в группах:

          -  уголки художественной литературы;

          -  различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук;

          -  дидактические игры по словарно-лексическим темам и направлениям речевого развития;

           - картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания.

 

       Кроме того, для активизации речи детей в группах следует использовать:

         -   игровые модули для сюжетно-ролевых игр;

         -   наборы предметных и сюжетных картинок;

         -   игрушки-маркеры;

         -   наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов и многое другое.).

 

5.Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье.

 

             Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких  взрослых в правильном речевом развитии ребёнка. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно облегчают работу воспитателей в этом направлении, позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач коррекционно-речевой работы в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников.

            Из всего выше сказанного необходимо отметить что:

единое речевое пространство предусматривает:

 

·         формирование педагогических требований к речи сотрудников;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • наличие специалистов, а также работа всех педагогов над единой речевой темой;
  • работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • участие родителей.

 

 

 


 

 

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz