Желенкова В.А., старший воспитатель
Наука о проблеме
развития детей раннего возраста
Уже во второй половине первого года жизни у ребенка
возникает потребность в деловом общении со взрослым. Вовремя перевести малютку
с эмоционального общения на деловое, как правило в семье бывает получается очень редко. Мама не догадывается, что
годовалому крохе уже не достаточно ласки и поцелуев, а необходима предметная
деятельность с различными дидактическими игрушками и пособиями (пирамидки,
кольца, шары, каталочки, столики, образные погремушки). Взрослый на каждом
этапе раннего детства должен максимально удовлетворять не только жизненные, но
и социальные потребности малыша. У малютки появляется потребность в освоении
окружающего пространства и предметного мира. Но он еще не умеет в этом
пространстве передвигаться. Это заставляет малыша овладеть вначале подползанием,
затем ползанием и ходьбой. Так малыш действует во всем.
Любой навык – это реализованная потребность. Хорошо, когда
такая реализация состоится вовремя и под руководством знающего взрослого. Ребенок
испытывает состояние дискомфорта, когда его потребности не учитываются и не
удовлетворяются родителями. А те жалуются. Что малыш постоянно куда-то лезет,
что-то тащит, а если не дают, кричит, требуя желаемый предмет. Это говорит о
том, что взрослый не понимает малыша, а малыш в это время находится на грани
психологического кризиса.
Малышу необходимо детское общество. На 2-м году жизни у
детей возникает тяга к сверстникам, а на 3 –м – присутствие и «мнение»
ровесников начинают играть приоритетную роль в воспитании наиболее значимых
качеств и черт характера.
|