Среда
08.05.2024
21:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мой сайт
Главная Регистрация Вход
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспитатель Чивикова В.В.
 
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя.
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системы языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью.
 На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.
Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста.
 В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.
В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения с взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.
В 1 младшей группе воспитатель создает условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений. Речь детей раннего возраста необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к взрослому. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.
Чтобы словарь детей пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо:
 - внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка:
- много говорить самому: воспитатель должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книгу и т.п.) и когда проводит игры и занятия (что-то вместе с детьми рассматривает, рисует, лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет, путешествует по группе и территории участка, рассказывает разные истории и т.д.);
 - вовлекать их разговор на определенную тему; - помогать ребенку вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками;
- создать благоприятную речевую среду, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;
 - воспитатель всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он
рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен никуда торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя при общении с ребенком. Индивидуальное систематическое общение воспитателя с детьми расширяет запас понимаемых ими слов.
 На первом году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи. В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20-30 слов. Это слова обозначающие части тела (глаза, носик, рука), действия (дай, иди, сядь), игрушки (петушок, ляля, собачка).
Для развития понимания названий предметов можно провести занятия типа показа игрушек из мешочка, с использованием приема внезапного появления и исчезновения. Игрушка, название которой разучивается, появляется неожиданно для детей из «чудесного мешочка»? яркого платочка.
 Проделав с игрушкой одно-два действия (собачка бежит, лает) ее прячут, побуждая детей позвать: иди-иди. У малышей ярко выражается ориентировочная реакция на заинтересовавшую их игрушку. Одновременно смотреть и называть ее дети не могут, поэтому побуждать их к называнию следует в момент отсутствия игрушки. Такие занятия можно провести с небольшой подгруппой. Также можно провести игру в прятки с целью разучивания имен детей. а также и названий игрушек. Красивый прозрачный платочек набрасывается на голову малыша. «Где Алеша?» - спрашивает воспитатель. Дети стягивают платок и радостными возгласами сопровождают появление ребенка. Таким же образом обыгрывают игрушки и разучивают их названия.
Для формирования понимания речи нужно использовать не только занятия, но и повседневную жизнь:
зажглась лампочка- спросить «где огонек?»;
 уронили игрушку - сказать «бах, упала»;
 уходит тетя - «помаши ручкой».
Подводя детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам следует подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему виду. Обобщению действий способствуют такие поручения, как «покорми лялю» (собачку, уточку и т. д.). Выполнение ребенком одного и того же действия по отношению к разным игрушкам развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами.
Помня о необходимости формирования активной речи малышей, не стоит немедленно реагировать и выполнять их желания, выраженные жестами, мимикой, а надо предлагать им выразить свою просьбу соответствующим простым словом.
В то же время нужно обязательно поддерживать любое речевое обращение ребенка ко взрослому, даже если оно непонятно. Непременным условием полноценного речевого развития детей является разнообразная и правильно организованная речевая среда, которая способствует развитию речи на средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и [«рослыми посредством речи (загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел).
Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы.
 Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях.
Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а так же о том, что воспитатель выбрал для совместных наблюдений. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. Многие дети уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако, между активным и пассивным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует чаще использовать такие задания, как: «найди (принеси)» (найди зеленый карандаш, принеси красный кирпичик и т.п.); «покажи» (покажи, где варежка?, а где перчатка1?): «сделай то-то» (поставь сапожки в шкафчик/ Эти задания позволяют воспитателю выяснить понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое в пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторять его в сочетании с уже известными словами (Клюет курочка? Клюет. У нее клюв. А у цыплят клювики, и цыплята клюют. Клюют зернышки). Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей в употреблении этого слова: «Курочка клюет?» (клюет; индивидуальные и хоровые ответы): «А цыплята клюют?» (клюют), покажите, как клюют цыплята.
Формирование словаря способствуют такие игры и упражнения:
- «Поможем кукле Кате запомнить посуду, одежду, мебель, игрушки и т.п.»,
 - «Куда, что надо положить»,
- «Что изменилось»,
 - «Чей малыш?», «Чья мама?» (упражнение на группировку животных по принципу: взрослые животные - детеныши),
 - «Назови правильно» (это большой грибок, а рядом грибочек).
 - «Подскажи словечко» (упражнение используется при повторении с
детьми знакомых им сказок, потешек, песенок, стихов).
По формированию звуковой культуры речи' использовать упражнения. связанные с игровыми образами и действиями (у-у-у - гудит паровоз, га-га­га - гогочет гусь, тик-так - тикают часы и т.д.). С помощью звукоподражания закрепляется произношение нового звука и звуков освоенных ранее.
Маленькие дети часто говорят или тихо, или наоборот очень громко, не умеют разговаривать шепотом. Развитию голосового аппарата способствую] упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготовит ребенка к правильном) интонированию как средству выразительности.
Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием.
Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть какой-нибудь предмет.
 Все действия воспитателя должны быть связанны с наглядностью. Потому что ребенок видит предмет, учится действовать с ними, быстрее запоминает название предмета, развивается сенсорное развитие.
Хотелось остановиться на требовании речи самого воспитателя, гак как он говорит целый день, а ребенок слышит и повторяет:
1. Грамотная речь.
2. Достаточно громкая.
3. Конкретная.
4. Эмоционально-выразительная.
5. Темп (спокойный, последовательный).
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz