Волошина Л.Н., уч.-логопед
Развитие фонематического слуха у детей
Фонематический слух - это тонкий,
систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного
языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на
соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в
памяти человека упорядоченные — в «решетке фонем».
Понятие
«фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
— это способность различать
фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой
согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно
фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Если у ребенка плохо
развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это
может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь
если ребенок плохо умеет различать
звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он
услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на
письме.
Правильное
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия есть основа
безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Развитие фонематического
слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти
упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место
звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Подготовила учитель-логопед МБДОУ №2
Дубровский детский сад «Ромашка»
Волошина Любовь Николаевна
приложение на 1 стр.
приложение к памятке о развитии фонематического слуха и фонематического
восприятия.
Примерные игры,
способствующие развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки
крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри,
предварительно познакомьте ребёнка с предметом и его звуком.
|
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или любую палочку,
постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет.
Пусть ребенок закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
|
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он
двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
|
Игра «Похлопаем»
Ребенок повторяет ритмический
рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми
глазами.
|
Различение звуков речи по тембру, силе
и высоте.
Игра «Узнай свой голос»
Запишите на кассету голоса нескольких
детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
|
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять
определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
|
Игра «Три медведя»
Ребенок отгадывает, за кого из
героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок
сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.
|
Кто что услышит?
Ширма, разные звучащие предметы: звонок,
молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры.
Взрослый за ширмой стучит молотком, звонит
в звонок и т.д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведён звук.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
|
Различение сходных между собой по
звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед ребенком кладут картинки со
сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а
ребенок должен поднять соответствующую картинку.
|
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребенку картинку
и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).
Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда
услышит правильный вариант произношения.
|
Найди ошибку и назови слово правильно.
Цель:
Развитие фонематического и
речевого слуха.
Описание игры.
В других стихах Незнайка в словах
перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород
забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить
новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб
дали лёд.
Под водою рак живёт, в поле красный лак
растёт
|
Здесь хорошее местечко - протекает мимо
печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались
банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью
бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый
сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт
тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки
принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не
мёрзли шапки..
Подарила мама ночке разноцветные
платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.
|
|