воспитатель д/сада № 2 «Ромашка» Пижурина Е.В.
Палочки Кюизенера – это интересно.
Я работаю в д/саду 25 лет за этот период использовала много разного, интересного занимательного материала на занятиях по математике.
Со временем его необходимо обновлять и совершенствовать. И я ввела в свою работу по математике занимательный материал – палочки Кюизенера. Что это за палочки?
Палочки Кюизенера – комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав числа, понимают сущность арифметических действий. Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Комплект состоит из 116 пластмассовых призм. 10-ти разных цветов и форм. Палочки имеют длину от 1 до 10.
В домашних условиях и в д/саду я использую плоский вариант этого пособия, вырезанные палочки из плотного картона.
Каждая палочка – это число, отображаемое цветом и величиной, т.е. длиной в сантиметрах.
Близкие по цвету, палочки объединяются в семейство. К семейству «красных» входят числа, делящиеся на 2; к семейству «зеленых» кратные 3; к семейству «желтых» кратные 5. С помощью цветных палочек я легко подвожу детей к осознанию отношений больше – меньше, учу делить целое на части и измерять объекты условными мерками, упражняю в запоминании состава числа из единиц и меньших чисел, подвожу вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме того, играя с палочками дети осваивают такие понятия как правое, левое, «длинное», «короткое», «между», «каждый», «один из…», «какой-нибудь» и др.
На начальном этапе палочки использую, как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе предлагаю палочки уже как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел.
Строение пирамидок и лестниц разных размеров сопровождаются рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Дети узнают, что элементы одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот. Строя пирамидку и лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.
Дети составляют различные коврики, в результате у них вырабатывается представление о понятии «сколько же». Сооружая постройки дети знакомится с понятием «высокий - низкий»; «широкий – узкий»; «длинный – короткий».
При развитии количественных представлений дети учатся соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет. Игры и упражнения с палочками учат детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Формируют у детей навык самоконтроля и самооценки. |