уч.-логопед Л.Н.Волошина
Организация единого речевого режима в ДОУ.
Речь объединяет людей в их деятельности,
помогает познавать мир, понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Но на
появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени –
ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные
условия для развития устной речи.
Наблюдая за нашими детьми и их
родителями, мы вынуждены признать, что
папы и мамы не заботятся о том, как научить ребенка правильно и красиво
говорить на родном языке, почувствовать его силу, богатство, особенности,
красоту, испытать чувство гордости. В разговоре детей и родителей часто можно
услышать такие слова, как «клёво», «ты чё пацан», «вали», «отвянь», «не
приставай» и другие более грубые слова и выражения.
В детских садах речевое развитие детей находится под контролем педагогов ДОУ.
Проводится большая работа с детьми по развитию речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей.
Язык и речь представляют собой единение психического развития, а именно развитие
мышления, воображения, памяти и эмоций.
Поэтому очень важно, чтобы общение детей в этот период проходило
со взрослыми, которые готовы к этому.
1.Формирование
педагогических требований к речи сотрудников.
- Речь взрослых должна быть абсолютно
правильна литературно, так как является образцом для подражания детей.
- она должна быть
ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это
снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно
громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического
анализатора.
- интонационное оформление речи
окружающих имеет большое значение для
формирования характеристик речи ребёнка. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание следует
уделять эмоционально-выразительным естественным интонациям.
- кроме этого, педагогам
необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное,
сленговое коверкание слов, использование слов-эмболов – мусорных слов),
преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует
уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической
структуре фраз.
- по
форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые
должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных
ситуациях общения:
ü при встрече обязательно здороваться
и вызывать ответную реакцию ребёнка, аналогично вести себя и при прощании;
ü обращение к ребёнку не должно быть обезличенным или же по одной только
фамилии - называние ребёнка по имени
демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
ü
при
разговоре с ребёнком устанавливать очерёдность высказываний, стимулировать
использование правил речевой коммуникации при
общении детей между собой, а также на занятиях.
Грамматическое
оформление обращённой речи следует согласовывать с возрастом детей:
чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая
структура обращённой к нему речи.
Для улучшения
слухового восприятия устной речи детьми, в речи взрослых должны присутствовать
логические ударения, паузы, помогающие выделить главную мысль.
Смысловое
содержание речи взрослых должно соотносится с уровнем общего развития детей и с
запасом их представлений об окружающем мире.
Из всех сотрудников детского сада только
педагоги являются специалистами по данному вопросу. А участие на вербальном
уровне в развитии речи детей принимает каждый работник детского сада, особенно
это касается младшего педагогического персонала.
Проблема состоит в том, что:
-
младшие воспитатели и техперсонал не умеют общаться с детьми (их этому
нигде не учили)
- нет
интереса к работе с детьми;
- незнание элементарных потешек, стихов,
песенок, то есть речевого
материала;
- проблемы в общении в целом, то есть
отсутствие знаний культуры общения;
- отсутствие коммуникативных способностей у
большинства.
Поэтому целесообразно и с младшим педагогическим составом проводить
работу, которая бы способствовала вовлечению их в процесс формирования и
развития коммуникативных навыков детей.
В этой части можно предложить младшим воспитателям участие в занятиях в
качестве представления сюрпризных моментов, исполнения ролей в утренниках и
праздниках, шутки-пятиминутки по правилам культуры общения, требования русского
этикета и многое другое.
|