Воспитатель первой квалификационной категории - Кобец Лариса Анатольевна
Привлекаем детей к экспериментированию
Детей дошкольников называют маленькими почемучками, потому что они задают очень много вопросов. По природе своей дети-дошкольники — пытливые исследователи окружающего мира. Одним из самых эффективных методов ознакомления детей с окружающим миром, с познанием является экспериментирование.
Во время занятий детей экспериментированием происходит:
1.Развитие умственных способностей:
- анализ, классификация, сравнение, обобщение;
2.Формирование
способов познания путем сенсорного анализа.
3.В социально-личностном
развитии каждого ребенка происходит развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,
элементарного самоконтроля и саморегуляции своих
действий.
Овладение дошкольниками
разными способами познания,
в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной,
самостоятельной, творческой личности, если взрослые не будут ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений
(«испачкаешься», «прольешь»...).
Оборудование и материалы, необходимые для проведения экспериментирования с детьми
1. . Приборы-помощники:
микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1,
2, 3, 5 минут),компасы, разнообразные магниты, бинокль.
2.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши,
ведерки, воронки.
3.
Природные материалы: камешки разного цвета и
формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь,
крупный и
мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки,шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох,
семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья,
собачья, овечья).
4.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона,
меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные,
пластмассовые, металлические
предметы, формочки-вкладыши от
наборов шоколадных конфет, деревянные
катушки.
5.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и
тетрадная,
калька, наждачная, вощеная и др.
7.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие
безопасные красители.
8.
Медицинские материалы: пипетки, колбы,
пробирки, шпатели, деревянные
палочки, вата, мензурки,
воронки, шприцы (пластмассовые без
игл), марля, мерные ложечки, резиновые
груши разного объема.
9. Другие
мaтepиaлы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки
для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка
для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные
коробки, нитки, пуговицы разного
размера, иголки, булавки, соломинки
для коктейля.
10. Ванна для игр с
песком и водой.
Также необходимы:
1. Контейнеры
для хранения сыпучих и мелких предметов.
2.
Детские халаты (для создания игровой мотивации
деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
3. Таблицы-схемы,
коллажи по пройденным темам.
4.
Журнал исследований или альбом для
фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Важно, чтобы были соблюдены следующие условия организации работы
1. Наличие
водоснабжения .
2.
Выработка воспитателем совместно с детьми
правил безопасного поведения в том месте, где проводятся эксперименты, опыты, и их выполнение.
3.Организация тематических выставок,(творческие работы детей, детей и родителей,
детей и педагогов), коллекции коры деревьев, гербарии, почвы,
мхи и лишайники и другие.Создание , по возможности мини музеев.