Волошина Л.Н.учитель- логопед
Особенности развития речи мальчиков и девочек.
Каждый малыш сначала умильно лопочет, потом пытается произнести свое первое
слово, затем осваивает все новые и новые слова и фразы. С появлением речи тесно
связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому
задержка в этой области влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка
Есть мнение, что
мальчики начинают говорить позже девочек. Можно ли верить этому утверждению?
Да,
по статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков.
Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет
много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают
говорить позже.
На это есть несколько причин.
·
Во-первых,
нужно учитывать природную предпосылку. Дело в том, что изначальные задачи у
мальчиков и у девочек разные:
у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим
поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно,
речь у них должна развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых
территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее
важную роль.
Еще есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать
причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс
беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются уже
более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают уже вне
материнской утробы. Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже
девочек.
·
Еще одна
причина кроется в физиологии.
Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо: как
левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за
пространственное мышление. Но те пучки нервных волокон, которые соединяют эти
полушария у мальчиков очень тонкие. Они хуже передают информацию от одного
полушария к другому, чем у девочек. Получается, что мальчик много знает, но ему
трудно облечь свои знания в речевую форму.
А теперь поговорим о том
всегда ли мальчики начинают говорить позже или на это влияют еще какие-то
факторы?
Это вовсе не закон. Совершенно не обязательно,
что какой-то конкретный мальчик непременно должен заговорить позже какой-то
конкретной девочки. Существует множество причин, которые могут повлиять на
особенности развития малыша: наследственность, детские болезни, какая-то
патология при беременности. Если у мальчика с этим все в порядке, то его речь
вполне может развиваться так же, как и у девочек.
Здесь следует предостеречь родителей, которые считают, что для мальчика
нормально заговорить позже. Если малышу два года, а он не лопочет и не
«агукает», то это уже тревожный сигнал, может понадобиться консультация логопеда.
Вообще, первая речь складывается еще до года, а к двум годам, как правило,
кроха может похвастаться и большим словарным запасом и фразовой речью.
Как родители могут помочь своему
малышу?
Независимо от каких-либо предпосылок,
ребенок будет хорошо говорить только тогда, когда родители с самого его
рождения активно участвуют в развитии его речи. Не надо думать, что ребенок еще
слишком маленький и ничего не понимает. Он все прекрасно понимает и, если с ним
заниматься, он начнет развиваться гораздо быстрее. Чем больше мы говорим, тем
больше ребенок понимает и тем быстрее он
начнет говорить.
Нужно обязательно называть все вокруг, объяснять происходящее простыми фразами.
Тогда малышу будет гораздо проще научиться говорить.
Само собой возникает вопрос: – А как
понять, своевременно ли развивается речь у ребёнка?
Малыш, конечно, не обязан следовать этим нормам день в день, но, если
отклонение значительное, то это уже повод обратиться за консультацией к
специалисту. Причем, сначала к психоневрологу, чтобы проверить ребеночка на
возможные отклонения, а затем к логопеду, который обязательно поможет крохе
заговорить. Лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить какую-нибудь
болезнь. Надо сказать, что мальчики больше подвержены логопедическим проблемам,
чем девочки. С медицинской точки зрения объяснения этому нет, но на практике
среди детей с логопедическими проблемами большинство – мальчики.
Поговорим о проблемах, которые
чаще всего настораживают родителей
малышей.
Наиболее частый логопедический диагноз –
это дислалия. По-русски говоря, это нарушение звукопроизношения. Ребенок
произносит какой-то звук неправильно, или не произносит его вообще, заменяет
его более легким звуком. Такие вещи в принципе свойственны детям до пяти лет.
Но при этом все равно с малышом нужно заниматься: слушать его речь, поправлять,
если он говорит неправильно. Конечно, ребенок не научится хорошо говорить, если
он слышит вокруг себя только неправильную речь.
Почему же так важно приучить ребенка к правильной речи, ведь достаточно
многие люди картавят, например, и нормально живут при этом?
Дело в том, что логопедические проблемы
у дошкольника могут повлечь за собой проблемы в обучении. Помимо
психологических проблем, когда ребенок просто начинает стесняться говорить,
возникают проблемы и с чтением, с письмом. Это можно предотвратить, ведь занятия
с логопедом сейчас доступны каждому. К тому же у речи две стороны: понимание и
воспроизведение. Редко бывает, что пострадала одна. Таким образом, из-за
каких-то неправильных звуков процесс обучения для ребенка может стать совсем не
лучшим периодом в жизни.
Этапы развития речи ребенка
1 месяц
– реагирует на
обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
3 месяца
– при общении с взрослым малыш
оживляется, «агукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
5 месяцев
– малыш реагирует на направление
звука, «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев
– появляется первый слог «ба» или
«ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к
голосу взрослого, узнает знакомые голоса.
8 месяцев:
«ба-ба»,
«да-да», «па-па» и
– возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов т.п. В речи используются
звуки: п, б, м, г, к, э, а.
10 месяцев
– малыш использует в общении
как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).
1 год
– ребенок употребляет уже 3-4
«лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными
предметами.
1 год 3 месяца
– словарный запас увеличивается до
6 слов.
1 год 6 месяцев
– показывает одну из частей тела,
словарный запас: 7-20 слов.
1 год 9 месяцев
– показывает три части тела,
использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас: 20
слов.
2 года
– ребенок показывает пять частей
тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я,
ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к,
г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он
обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев
– ребенок правильно произносит
звуки: с, з, л.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов,
ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным
числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении
простые предлоги и союзы потому что, если, когда.
4 года
– в речи уже встречаются сложные
предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда,
сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие
звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет
– словарный запас увеличивается до
2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и
слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми
звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500
слов, усваиваются грамматические правила.
|