Как примут ребенка в детском коллективе? Какие
отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие
же проблемы встают и перед воспитателем. И они вполне, обоснованны,
поскольку известно: изменение социальной
среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье
детей.
Особого внимания с этой точки зрения требуют
те малыши, которым
впервые предстоит перейти из достаточного замкнутого семейного круга в мир широких социальных-контактов. Установлено, что
именно в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том,
что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают
психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые
условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют
определенных усилий и умений со стороны
ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в
детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может
продолжаться иногда и полгода), и его
дальнейшее развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы не только
обеспечить необходимый физический уход за
малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики,
которое изначально построено на определенных
закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Знание этих закономерностей,
применение их в практике семейного воспитания создадут условия и для благополучного включения ребенка в
новую социальную среду.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный
период - один из самых сложных в жизни
ребенка. Все охают, причитают, волнуются
за него, но не более того!
* В первую очередь необходимо привести в
соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в
группу, его не нужно будет
переучивать, ломать.
* В
процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания. Как
правило, у детей в период адаптации снижается аппетит, иногда вплоть до полного
отказа от пищи.
*В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя
беспомощным, зависимым от взрослых. Умение
самостоятельно занять себя игрушками
поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Самостоятельность ребенка создаст предпосылки для более быстрого
установления контактов со взрослыми и сверстниками.
Длительность адаптации
зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически
занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя
занять содержательной игрой и не
чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Малышу, который дома находился на попечении всех родных по
очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада будет трудно.
Если родителям удалось
сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со
сверстниками, если домашний режим дня
малыша совпадает с д/с, то, адаптация будет менее болезненной и короткой
по времени.
|