О развитии произвольного поведения.
Ст. воспитатель Желенкова В.А.
Темп нашей
жизни настолько напряжен, что нам, взрослым, всегда легче сделать что-то самим,
чем ждать, когда ребенок справится сам.
Мы продолжаем надевать колготки, застегивать пуговицы, завязывать шапки
подросшим малышам – ведь мы постоянно
опаздываем. Несколько раз попросив убрать игрушки, мы сдаемся и делаем это
сами. Убрать легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который
поможет включить в дело ребенка. Нам некогда – мы делаем как быстрее.
При такой жизни
ребенку трудно научиться самостоятельности.
Решение проблемы формирования самостоятельности должно
решаться в дошкольном возрасте. Пока ребенок маленький его поведение, а также
внимание, память, мышление и другие психические процессы регулируются на
непроизвольном уровне. Он смотрит или слушает то, что ему непосредственно,
непроизвольно интересно. Малыш может сравнительно долго заниматься только тем,
что привлекает его. Бесполезно говорить 3-4 летнему ребенку, чтобы он что-то
запомнил, потому что это для чего-то надо.
Внимание трудно удержать на том, что непроизвольно не притягивает.
Каким образом
помочь ребенку научиться произвольно регулировать свою деятельность и
поведение? Если дошкольник будет вынужден терпеть неинтересные занятия, он так
или иначе научится увиливать от них.
Лучше увлечь каким-то делом, например поделкой, рисунком,
постройкой, для ее успешного завершения он согласен и постараться – быть
аккуратным, переделать деталь. Если
малышу это для чего-то нужно, то он проявляет терпение, внимание, он усидчив
большое количество времени, но то тех пор, пока не потеряет интерес к данной
цели. Случаются часто ситуации быстрой потери интереса, увлеченности.
Устойчивость внимания, умение удержать интерес к занятию делом нужному, но не
очень интересному развивается в ходе всей дошкольной жизни ребенка. Для этого
важно, чтобы все дела, которыми занят ребенок, были для него осмысленными,
интересными (не только за счет привлекательности работы с клеем, конструктором
красками), содержали бы цель, которую поставил перед собой малыш – подарок маме,
самолет для игры, закладка для сестрички.
Интерес к предметам и способам действия – вещь нужная. На
определенной стадии развития любой деятельности интерес малыша занимает главное
место. Но важно, чтобы эта стадия со временем уступила место следующей, когда
ребенку делать что-либо интересно
потому, что необходимо для реализации его замысла. |